Сегодня день рождения человека, совершившего нечто, что до сих пор нами не осознанно в полной мере.
9 марта 1934 года в городе Гжатск родился человек, которому выпала судьба сделать первый шаг к звёздам.
Юрий Алексеевич Гагарин
После его смерти — в марте 1968 года (точки входа и выхода душ на календаре нередко соседствуют, так же как точки взлета и посадки космических ракет) — город Гжатск был переименован в город Гагарин. Это может показаться странным, но местные жители до сих пор называют свой город Гжатск, и даже официальная городская газета называется «Гжатский вестник».
Триумф Юрия Гагарина сравнить не с чем во всей истории человечества. И дело даже не в том, что он совершил нечто великое. Первый пилотируемый космический полет — заслуга совместной работы очень многих людей. Вспомнить хотя бы "Титанов" — Сергея Павловича Королева, Константина Эдуардовича Циолковского, Исаака Ньютона, Иоганна Кеплера, Коперника, Пифагора — человечество шло к своему первому космическому шагу всю свою историю. Но никому из людей не доставался такой испепеляющий фокус внимания, какой принял на себя Юрий Гагарин после своего первого и последнего полета в космос.
Быть может кому-то покажется крамольной следующая мысль, но даже Христос после распятия не был столь популярен. Но если задуматься, то сравнение не такое уж и далекое. Кстати, отец Юрия Гагарина тоже был плотником.
Если почитать биографию первого космонавта Земли, может сложиться впечатление, что его судьба оказалась прочерченной ровно по границе жизни и смерти. Она не могла быть слишком долгой — на Руси великие не умирают от старости.
Те люди, которые лично знали Юрия Алексеевича, признавали тот факт, что самым тяжелым испытанием для него был не полет, а то, что за ним последовало. Перенести славу и внимание космического масштаба для скромного и трудолюбивого человека, каким был Юрий Гагарин, было куда труднее, чем слетать в космос на фактически неуправляемом корабле со множеством отказов техники в этом коротком полете.
То, что сейчас называют "личностный рост" и "квантовый скачек", для Гагарина оказался такого масштаба, что повлек за собой катастрофические перемены в жизни. Он оказался вхож в кабинеты высшей власти, он увидел жизнь людей в других странах, бывать в которых могли тогда только разведчики или дипломаты (и, отнюдь, не в иллюминатор космического корабля), за короткое время кардинально изменилось его окружение, и даже общение с семьей сократилось до минимума.
Юрий Алексеевич Гагарин имел редкий природный дар быстро адаптироваться к новым условиям, осваивать новое, отметать отжившее — поэтому он и был отобран в отряд космонавтов, поэтому стал первым. Но даже для него величина перемен его жизни оказалась чрезмерной. И та самая "гагаринская улыбка", известная нам по фотографиям, после полета появлялась на лице первого космонавта все реже. А после гибели Владимира Комарова во время первого пилотируемого полета корабля "Союз" (Гагарин являлся дублером Комарова) он и вовсе перестал улыбаться.
Годы славы, поездок, выступлений на политических и прочих мероприятиях сделали своё дело — Юрий Гагарин потерял летную практику, и в какой-то момент летная комиссия отказала ему в праве пилотирования в качестве первого пилота. Сейчас может показаться странным, но в те годы годность к космическому полету вытекала из способности пилотировать военные истребители, которые в те годы отличались крайней неустойчивостью.
Выросший в социальном зеркале до Зам.Руководителя Центра Подготовки Космонавтов, Командира отряда космонавтов, Президента многих общественно-политических организаций, в душе оставался летчиком, и сильно тосковал по штурвалу. Конечно, Юрий Гагарин мечтал повторить полет в космос. В середине 60-х в СССР активно развивалась лунная пилотируемая программа, и Гагарин был числе тех космонавтов, на которых возлагались и "Лунные надежды".
Юрий Гагарин добился разрешения на полеты лишь за 4 месяца до своей смерти. Вряд ли тогда кто-то мог предвидеть последствия такого шага, но по прошествии времени последующие события расшифровываются однозначно. Это был скорее жест отчаяния и попытка вернуться в то прошлое, в котором он чувствовал себя собой. Но вернуться нельзя.
Для очень многих людей Земли Юрий Гагарин является первопроходцем космических орбит, человеком, открывшим для нас саму возможность быть вне Земли, соединившим Человечество со Вселенной.
Но мало кто задумывался о том, что он оказался еще и тем Икаром Космической Эры, который показал на личном примере, какова цена стремительного взлета ввысь, и какой может расплата за единственный шаг назад.
Космический эпизод жизни Юрия Гагарина сейчас становится очень актуален. Потому что он во многом предвосхитил масштабы грядущих перемен в судьбе Человечества — перемен, которые ждут всех нас, и к которым мы совершенно не готовы. Не готовы примерно так же, как не был готов Юрий Гагарин к психологическим последствиям своего эпохального полета.
Опыт Юрия Гагарина лежит и в этой плоскости — суметь постичь, осознать, вместить в себя последствия своего шага бывает сложнее, чем сделать шаг.
Никто из нас сейчас не представляет, какие шаги и события нам придется совершить в самое ближайшее время. Но нам придется их делать. Делая их помните, что мы делаем шаг вперед для того, чтобы назад уже не возвращаться.